Байки из склепа — феномен, на котором выросли поколения

«Байки из склепа» это не просто эпоха, это сразу две эпохи, это франчайз, живущий до сих пор. Большинство знают «Байки» в виде сериала, однако они не ограничиваются только им.

«Байки из склепа» (Tales From the Crypt) это прежде всего комиксы, причем не просто комиксы, а целая легенда, очень сильно повлиявшая на развитие этой индустрии. Билл Гейнс (Bill Gaines), унаследовавший в 1947 году компанию отца EC Comics, не был фанатом комиксов, и руководство компанией ограничивалось появлением раз в неделю в офисе для подписания чеков. Первые признаки интереса появились у него несколько месяцев спустя, когда на работу был принят Эл Фельдштейн (Al Feldstein), бывший мультипликатор. Быстро подружившись, они на пару начали редактировать несколько комиксовых серий, в числе которых были «Патруль преступности» (Crime Patrol) и «Война с преступностью» (War on Crime) (в то время в комиксах существовала мода на крутой детектив). Именно в них впервые появилось то, что позже выросло в легенду. В декабрьском номере Crime Patrol за 1949 год был представлен сборник «Байки из склепа», а в в январском номере War on Crime за 1950 «Склеп ужасов» (The Vault of Horror). Оба выпуска были сделаны в стиле хоррор радио-шоу (Inner Sanctum, Lights Out, очень интересно почитать о них в книге Стивена Кинга «Пляска смерти»), имевших жутковатого рассказчика (Хозяин склепа), который рассказывает кошмарные истории, где были гниющие трупы, кровавые бойни и потусторонние недобрые силы.

Гейнсу и Фельдштейну эти выпуски очень понравились, и вскоре оба журнала сменили свою ориентацию, поменяли названия на The Crypt of Terror и The Vault of Horror (в переводе на русский оба названия превращаются в одно — «Склеп ужасов»). Уже выпуски за апрель и май 1950 (в те времена журналы комиксов выходили каждые два месяца) появились в новом формате. Сделано это было еще до того, как появились отзывы читателей, но шаг этот оказался весьма дальновидным, так как фэны комиксов приняли новые идеи с восторгом, что увеличило продажу этих серий и возвысило их популярность до небес (через полгода после появления The Crypt of Terror сменил название на столь дорогой нам Tales From the Crypt, поэтому на первом выпуске комиксов этой серии уже стоит номер 20 — первых 19-ти не существует, несколько предыдущих носили название The Crypt of Terror, а первые 16 номеров были детективами). Увидев популярность этого жанра, Гейнс уничтожил еще один детективный комикс и вместо него создал The Haunt of Fear, работающий в том же направлении (и то и дело пересекающийся) с первыми двумя. Благодаря этим шагам компания EC Comics перестала быть второстепенной и следующей за модой — теперь она была ее законодательницей, первой звездой на горизонте. В течении трех лет (1951-1955) эти три серии стали самыми популярными и продающимися комиксами с США, приносящими баснословный доход. Следуя проторенной дороге, более мелкие кампании начали клонировать эти идеи. А «Байки из склепа» стали культом. Совершенно новый, выделяющийся из общей толпы стиль (ужасы + наполненные черным юмором комментарии «ведущих») позволил компании подняться за пьедестал славы.

The Haunt of Fear.

Большую часть историй придумывали сами Гейнс и Фельдштейн, а несколько раз это делал Рэй Брэдбери. Также при создании этих комиксов рисовальщикам разрешали развивать свой собственный стиль (а не максимально усредняли, как это было принято ранее), из-за чего уже по стилистике картинок можно было понять, кто является графическим автором комикса. Однако огромная популярность поставила всю серию под удар. В обществе США росло недовольство засильем секса и насилия в комиксах, и в 1954 Гейнс был вызван в Подкомитет Сената по Расследованию Развращения Подростков. Позже в этом году была сформирована институция под названием Comics Code Authority, которая занималась цензурой комиксов, и без ее разрешения распространение комиксов становилось практически невозможным. Естественно, первыми жертвами нового регулировочного органа стали комиксы ужасов, последний выпуск которых (это были именно «Байки из склепа») вышел в феврале 1955 года. На тот момент «Байки из Склепа» достигли 46 выпуска (на самом деле 30), «Склеп ужасов» 40-го(на самом деле 29), а The Haunt of Fear — 28-ого. Но эти 80 комиксовых журналов, каждый из которых обычно содержал четыре небольших истории, очень многим запали в душу и привили любовь к ужасам (одним из таких детей был, в частности, Стивен Кинг). И расцвет жанра в 70-80-ых годах часто связывают именно с влиянием «Баек из склепа» и их компаньонов.

Однако легенда так просто не умирает, и с конца 60-ых годов начали появляться перепечатки старых комиксов. А в 1972-м в Великобритании создается первый кинофильм под названием «Байки из склепа», в котором рассказывается пять историй, адаптированных из знаменитых рассказов легендарных комиксов. В том фильме снялся известный актер Питер Кушинг, а Хозяина склепа сыграл человек — Ральф Ричардсон. В следующем, 1973 году вышло продолжение фильма с еще 5-тью историями из старых комиксов, под названием «Склеп ужасов» (The Vault of Horror). Первая попытка возродить былую легенду оказалась только ограниченно удачной, дальше этих двух фильмов дело не пошло.

«Байки из склепа» от студии Amicus.

Второй мощный виток легенды, уже знакомый большинству из нас, это телевизионный сериал, вышедший в эфир на американском кабельном телевидении HBO 10 июня 1989 года (было показано сразу три серии). Сериал, каждая получасовая серия которого основана на одной из комиксовых историй 50-ых годов, очень быстро стал культурным феноменом, живущим и по ныне. Мгновенно завоевав огромную любовь и признание аудитории, сериал обратил на себя внимание и многих профессионалов. Идея перенести старый легендарный комикс на телеэкраны принадлежала Роберту Земекису, Джо Сильверу, Уолтеру Хиллу и Элу Кацу, которые выступали в роли продюсеров сериала. Будучи фанатами комиксов 50-ых и одновременно довольно влиятельными людьми в кинобизнесе, они решили превратить любимое произведение в самый доступный жанр — телесериал, и таким образом возродить его былую славу.

Каждая серия начиналась и заканчивалась выступлением Хозяина склепа, прикольной куклы мертвеца (которой поочередно двигали Mecki Heussen, Frank Charles Lutkus III, Patty Maloney, Erik Schaper, Van Snowden, David Stinnett и N. Brock Winkless IV), озвученной Джоном Кассиром, черные шутки которого не могут не вызвать по меньшей мере улыбку. Представленные истории, как бы рассказываемые Хозяином, в первый момент предстают перед нами в виде комикса, указывая таким образом на свои исторические корни. Большинство историй рассказывает о не очень хороших людях, совершающих какие-либо (обычно злобные) поступки и впоследствии за это расплачивающихся. Сериал был выполнен на очень высоком техническом уровне, актеры, задействованные в нем играли с полной отдачей, также нередко там можно было встретить и весьма именитых представителей актерской гильдии. Не скупился сериал и на кровавые подробности, кровь там брызгала во все стороны. Со временем отдельные серии стали более юмористичными (понятное дело, приветствовался только черный юмор). В 1994 году сериал начали показывать на транслируемом американском телевидении FOX, однако при этом было купировано немало кровавых подробностей и обнаженных телес.

Всего сериал насчитывает 93 серии (выходивших на HBO в семи сезонах), последняя из которых вышла в эфир 19 июля 1996 года. У нас сериал в свое время получил распространение в виде кассет, на которых было записано сразу по несколько серий. В режиссерском кресле сериала побывало немало известных и признанных режиссеров (впрочем, было много и новичков). Среди общей массы можно выделить следующих режиссеров, приложивших руку к созданию сериала: Ричард Доннер (вся серия «Смертельное оружие», но для нас важнее «Омен»), Фред Деккер («Ночь кошмаров» и комедия «Взвод чудовищ»), Уильям Фридкин («Изгоняющий дьявола»), Том Хэнкс, Том Холланд (режиссер фильмов «Ночь страха», «Детские игры», «Худеющий»), Тоуб Хупер («Техасская резня бензопилой»), Стивен Хопкинс («Кошмар на улице Вязов 5» и «Хищник 2»), Мэри Ламберт (дилогия «Кладбище домашних животных»), Арнольд Шварценеггер и многие другие. Второй виток легенды жил целых 7 лет, а ее отголоски слышны и сейчас. Сериал давно затмил своего предка. «Байки из склепа» доминировали в хоррор-индустрии в первую половину 90-ых годов — время, которое поклонники жанра чуть ли не единодушно называют его закатом. И на этом фоне сияла ослепительная звезда Хозяина склепа…

Хранитель склепа собственной гниющей персоной.

Мне самому посчастливилось смотреть этот сериал на литовском телевидении, которое каждую пятницу пускало в эфир две-три серии этого чуда. Помню, одна серия про журналиста, расследующего странные убийства, и попадающего через могилу в подземные ходы, наполненные гробами, в которых обитали своеобразные вампиры, очень сильно меня напугала (благо и было мне лет 12-13). Еще запомнилась история про детишек, забравшихся к старый зловещий особняк, который оказался прибежищем нечисти. Вот еще несколько сюжетов. В поисках постоянного источника человеческой крови вампир, которого тяготит необходимость убивать, находит выход — устраивается работать ночным сторожем в хранилище донорской крови. Однако, когда обнаруживается «недостача», он вынужден выйти на улицы в поисках свежей крови. Маньяк наводит ужас на округу, оставляя череду трупов в парке вблизи библиотеки. Торговец картинами обещает голодающему художнику большие деньги за портреты умирающих людей. Запечатлев несколько сцен ужасной смерти, художник отказывается от сделки. Но его девушку сбивает автобус и, чтобы найти деньги на операцию, он должен нарисовать еще один шедевр… И так далее. Уверен, что многим за нас эти зловещие истории доставили немало приятных и волнительных минут. По крайней мере, лично у меня каждый раз, когда на экране появляется хищная мордочка Хозяина склепа, на мгновение в предчувствии наслаждения замирает сердце.

На кассетах «Байки из склепа» сперва выходили под единым заголовком и пронумерованы по томам. Каждый «том» состоял из трех серий, а 10-ый том вышел на двух кассетах. Так что в первой группе кассет у нас вышло 33 серии. В 1998 году их стали издавать в другом формате, без нумерации, а с названиями серий после двоеточия. Первая кассета содержала целых 4 истории, затем их количество опять вернулось к трем, а в конце вообще ограничилось лишь двумя. В этой видеосерии в России вышло 14 серий (по крайней мере, я больше не видел). Позднее, конечно же, «Байки» издавались на DVD/

На волне популярности серии были выпущены и два фильма: «Рыцарь демонов ночи» и «Кровавый бордель». Однако невероятная популярность сериала породила не только продолжения, перепечатки оригинальных комиксов, но и анимационный сериал для детей под названием «Tales From the Cryptkeeper», транслировавшийся с 1993 по 1995 года и насчитывающий 39 серий. Голос Хозяина в этом сериале принадлежит все тому же Джейсму Кассиру, который стал настоящим аудиовоплощением любимого народного героя. По CBS даже была поставлена детская телеигра «Секреты Привиденческого Дома Хозяина склепа» (Secrets Of The Cryptkeeper’s Haunted House), в которой дети в виртуальной реальности сражались за призы (игра получила награду Эмми). Сайт телеканала SciFi (который также показывал сериал) решил дать новое воплощение старой легенде — в свое время там была выложена серия аудиоисторий, сделанных в стиле довоенных радио-постановок и представленных бессменным Хозяином… История вернулась на круги своя, то, что вышло как комиксовая инкарнация страшных радио-историй, в итоге само выросло в радиопостановку.

В последние годы муссировались слухи о том, что телесериал может быть возрожден, да еще и при участии М. Найта Шьямалана — но, увы, из-за сложностей с авторскими правами, этот проект так и не вылился во что-нибудь реальное.

«Рыцарь демонов ночи» и «Кровавый бордель».


Обсудить
Источник

На ту же тему
≡ 
 Архивы
Свежие записи
Mt-ArtStudio.ru © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх